Словарь терминов

Облачение – одежда церковного клиру (духовенства) и монашества, которая используется во время Богослужений и в повседневной жизни. Повседневное облачение духовенства состоит из подрясника, рясы (для диаконов и иереев), а также подрясника, рясы, мантии, клобука, наперсного креста, панагии (для архиереев).

Богослужебные облачения духовенства используется для свершения Богослужений. Каждый чин духовенства отличается облачениями, среди которых можно различить: архиерейское облачение, иерейское облачение, диакон, пономарь.

Мантия – представляет собой длинную накидку без рукавов и застежкой на воротнике, одевается поверх подрясника и рясы. Может использоваться в как духовенством, так монашеством (архимандритами, схимонахами). Обычно монахи носят клобуки черного цвета, одновременно право носить этот убор имеют также митрополиты и патриархи некоторых церквей во время торжественных событий.

Клобук – монашеский головной убор, который состоит из камилавки и черной ткани (шелк или креп), которая прикрепляется к ней и заканчивается снизу тремя длинными концами (воскрильями). Клобук довершает полное монашеское облачение, которое одевается во время торжественных событий.

 

Облачение Архиерея:

Для свершения Богослуженья архиерей одевает то же облачение, что и священник, лишь вместо фелона сакос, поверх него омофор, палица как символ духовного меча.

подсакосник или стихарь – нижняя богослужебная одежда архиерея, поверх которого одевается епитрахиль;

нарукавники – предназначенные для стягивания рукавов одежды священнослужителей, является неотъемлемой частью архиерейского, иерейского и диаконского облачений. Употребление нарукавников значит, что это не просто человеческие руки, а сам Господь через них вершит Тайны;

епитрахиль – элемент архиерейского и иерейского облачение, минимально необходимый для священнодействия. Собой представляет длинную повязку, которая охватывает шею, сходится на груди и спадает наземь. Символизирует Божественную благодать, потому без епитрахиля нельзя осуществлять ни одно Богослужение, а также уделять Святые Тайны;

пояс – одевается поверх стихаря и епитрахиля, символизирует Божественную силу, а также полотенце, которым был подпоясан Спаситель во время умывания ног ученикам на Тайном Ужине;

набедреник, наколенник – элемент богослужебной одежды архиерея и награжденное им иерея, в виде платка на бедре, подвешенного на поясе;

саккос – верхняя богослужебная одежда архиерея, короткий наряд с широкими рукавами, одевается поверх подсакосника и епитрахиля. Символизирует багряницу Спасителя;

омофор – представляет собой длинный и широкий лентовидный плат, с вышитыми крестами. Возлагается па плечи епископа так, что, охватывая вокруг шью, одним концом спускается (спадает) спереди, другим сзади. Символизирует евангельского хорошего пастыря, которым должен быть архиерей, что пасет свое стадо. Без омофора архиерей не может осуществлять священнодействий;

палица – четырехугольный плат, что носится этаж сакоса на правом бедре. Символизирует духовный меч, которым вооружены священнослужители для борьбы с неверием и дьявольскими силами;

панагия – нагрудная икона с изображением Богородицы, который является отличием архиерея;

митра – богослужебный головной убор епископа, а также некоторых иереев, награжденных архиереем. Представляет собой расширенную и закруглявшую наверху корону, украшенную иконами. Архиерейская митра украшена еще и драгоценными камнями, символизирует терновый венок, одетый на голову Спасителя во время Его страстей.

 

Облачение Иерея:

Облачение иерея состоит из следующих элементов:

подризник, стихарь – нижняя богослужебная одежда, изготовляется из тонкой ткани, длинные узкие рукава с шнурками на краях, которыми затягиваются на руках. Символизирует хитон, в котором ходил Спаситель во время своей земной жизни;

епитрахиль – элемент архиерейского и иерейского облачение, минимально необходимый для священнодействия. Собой представляет длинную повязку, которая охватывает шею, сходится на груди и спадает наземь. Символизирует Божественную благодать, потому без епитрахиля нельзя осуществлять ни одно Богослужение, а также уделять Святые Тайны;

пояс – одевается поверх стихаря и епитрахиля, символизирует Божественную силу, а также полотенце, которым был подпоясан Спаситель во время умывания ног ученикам на Тайном Ужине;

нарукавники – предназначенные для стягивания рукавов одежды священнослужителей, является неотъемлемой частью архиерейского, иерейского и диаконского облачений. Употребление нарукавников значит, что это не просто человеческие руки, а сам Господь через них вершит Тайны;

фелон – нижняя богослужебная одежда иерея, длинная широкая накидка, которую одевают поверх другой одежды, без рукавов, с отверстием для головы и широким вырезом на груди для свободных действий руками. Символизирует багряницу, в которую одели Христа во время Его земных страданий;

нагрудный крест – большой четырехгранный крест, на котором изображено Распятие Господа Иисуса Христа, носится священниками и эромонахами на груди поверх одежды. Нагрудный крест вспоминает священнику, что он – слуга Божий, который заботится о Христово стаде. Кроме обычных серебряных иерейских крестов бывают наградные позолочены кресты и кресты с украшениями.

 

Диакон:

Облачение диакона состоит из далматики, ораря, нарукавников, каждый из этих элементов имеет свою символику:

далматика – длинная просторная верхняя одежда из плотной ткани с широкими рукавами и разрезами по бокам. Может быть изготовлена в форме креста, символизируя страдание Христа, а также спасение и справедливость. Право носить далматику имеют также поддиаконы, миряне, прислужники, псаломщики;

орарь – длинная широкая лента, с вышитыми на ней крестами. Изготовляется из той же ткани, что и далматика, носится диаконом на левом плече, поверх далматики. Символизирует Божью благодать, которую с Тайной священника получил диакон;

нарукавники – предназначенные для стягивания рукавов одежды священнослужителей, является неотъемлемой частью архиерейского, иерейского и диаконского облачений. Употребление нарукавников значит, что это не просто человеческие руки, а сам Господь через них вершит Тайны;

 

Пономарь:

Облачение пономаря также имеет свою глубокую символику, так как состоит из далматики:

далматика – длинная просторная верхняя одежда из плотной ткани с широкими рукавами и разрезами по бокам. Может быть изготовлена в форме креста, символизируя страдание Христа, а также спасение и справедливость. Право носить далматику имеют также поддиаконы, миряне, прислужники, псаломщики;

 

Подризники:

подризник, стихарь – нижняя богослужебная одежда, изготовляется из тонкой ткани, длинные узкие рукава с шнурками на краях, которыми затягиваются на руках. Символизирует хитон, в котором ходил Спаситель во время своей земной жизни;

На данное время могут быть разных цветов: белого, красного, желтого, зеленого, голубого. В зависимости от этого одеваются под ризы соответствующего цвета, образовывая комплект богослужебного облачения.

 

Рясы:

Ряса – повседневная одежда духовенства и монашества, что представляет собой длинный свободный наряд черного цвета с широкими рукавами.

 

Подрясники:

подрясник – нижняя повседневная одежда духовенства, длинный к пятам приталенный наряд с узкими рукавами и плотно застегнутым воротничком. На данное время можно встретить подрясники черного, серого, зеленого, вишневого цветов.

 

Требные наборы:

Требный наборы используются священнослужителями во время душпастырской деятельности (исповедь больных, немощных мирян, уделение Тайн, посвящения помещений, и другое). В комплект требного набора входят нарукавники и епитрахиль:

нарукавники – предназначенные для стягивания рукавов одежды священнослужителей, является неотъемлемой частью архиерейского, иерейского и диаконского облачений. Употребление нарукавников значит, что это не просто человеческие руки, а сам Господь через них вершит Тайны;

епитрахиль – элемент архиерейского и иерейского облачение, минимально необходимый для священнодействия. Собой представляет длинную повязку, которая охватывает шею, сходится на груди и спадает наземь. Символизирует Божественную благодать, потому без епитрахиля нельзя осуществлять ни одно Богослужение, а также уделять Святые Тайны;

 

Рубашки:

Рубашки священников отличаются от обычных рубашек покроем воротничка, а также особенным предметом, – коловраткою, которая является неотъемлемым атрибутом одежды. Наиболее распространенными цветами рубашек священников черный и белый, что употребляются чаще всего.

коловратка – (от лат. collum – шея) особенный белый воротничок, который имеет вид белого квадратика под подбородком, присущий для рубашек священников западного духовенства. На данное время изготовляется из пластмассы, что позволяет удобно носить коловратку внутри воротничка рубашки.

 

Хоругвь:

Представляет собой прикреплено на древко полотнище с изображением Иисуса Христа, Богородицы или святых: Николая Чудотворца, Владимира Великого, св. кн. Ольги и других. Хоругви могут изготовляться из материала, что и ризы священников, кроме того вышиваются золотом по парче или бархате. Церковные хоругви предназначены для крестных походов, во время которых несутся впереди.

 

Митры:

митра – богослужебный головной убор епископа, а также некоторых иереев, награжденных архиереем. Представляет собой расширенную и закруглявшую наверху корону, украшенную иконами. Архиерейская митра украшена еще и драгоценными камнями, символизирует терновый венок, одетый на голову Спасителя во время Его страстей.

 

Читайте также: